Скачать презентацию на тему этика. Этика Что такое Этика? Э́тика (греч. θικόν, от др. Б) Правила поведения в армии
Посвящение в рыцари.
Добродетели рыцаря:
фехтование; игра в шашки;
верховая езда; владение копьем;
умение плавать; умение охотиться;
написание стихов в честь дамы.
История слова – этикет.
Данное слово происходит от французского etiquette.
Первоначально так называли появившиеся во второй
половине XVII века карточки с написанными на них
правилами того, как нужно вести себя при королевском дворе.
Впоследствии данное слово стало использоваться
и в более широком значении - «церемониал, установленный
порядок поведения».
Людовик XIV
Манеры – способ держать себя.
Жизнь человека
неразрывно
связана с теми,
кто его окружает.
Именно совокупность
действий, совершаемых
во взаимоотношениях
с другими людьми,
и называют поведением.
С развитием человеческого
общества, на протяжении всей
его долгой истории
постепенно формировались
нормы и правила того,
как нужно себя вести в
определенных ситуациях.
Их совокупность
получила название «этикет».
В обществе хорошими манерами считаются скромность,
сдержанность, деликатность, умение контролировать
свои поступки, внимательно и тактично общаться с людьми.
«Хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее
количество людей ставит в неловкое положение».
Дж. Свифт
Кто кого пропускает в дверях?
Мальчик пропускает девочек и
взрослых людей
Что едят на завтрак леди и джентльмены?
ОВСЯНКУ
Как могут познакомиться
леди и джентльмен?
При помощи посредника
Чем едят банан по правилам этикета?
При помощи
ножа и вилки
Как правильно пользоваться
тканевой салфеткой?
Расстелить
на коленях
Кто первым заходит в транспорт?
Мальчики пропускают
девочек
и помогают им
Кто должен снять головной убор,
заходя в помещение?
Мальчики
Перечислите достоинства
воспитанного человека
Вежливость
Тактичность
Скромность
Пунктуальность
До новых встреч на
«Планете этикета»!
2. Рисунок по этикету.
Термин «этика» происходит от древнегреческого
слова «ethos» («этос»).
Этика – это философское учение, объектом изучения
которого является мораль. В этике можно выделить
два рода проблем:
1.вопросы о том, как должен поступать человек;
2.теоретические вопросы о происхождении и сущности
морали.
Практическое значение этики проявляется в первую
очередь в сфере человеческого общения, важной
составляющей которого является общение людей в
процессе совместной деятельности.
1.Понятие об этикете
Этикет - слово французского происхождения,означающее манеру поведения. К нему
относятся правила учтивости и вежливости,
принятые в обществе.
Современный этикет наследует обычаи
практически всех народов от древности до
наших дней.
Нормы этикета, в отличие от норм морали
являются условными, они носят характер
неписаного соглашения о том, что в поведении
людей является общепринятым, а что нет.
Этикет - очень большая и важная часть
общечеловеческой культуры, нравственности
морали, выработанной на протяжении многих
веков жизни всеми народами в соответствии с
их представлениями о добре, справедливости,
человечности - в области моральной культуры и
о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой
целесообразности - в области культуры
материальной.
2. Происхождение профессиональной этики
Возникновение первых
профессионально-этических кодексов
относится к периоду ремесленного
разделения труда в условиях
становления средневековых цехов в XIXII вв.
Появление профессиональной этики во
времени предшествовало созданию
научных этических учений, теорий о
ней.
Большую роль в становлении и
усвоении норм профессиональной
этики играет общественное мнение.
Нормы профессиональной морали не
сразу становятся общепризнанными,
это бывает связано с борьбой мнений.
3. Профессионализм как нравственная черта личности
Профессиональная этика - это совокупность моральных норм, которые
определяют отношение человека к своему профессиональному долгу.
Содержанием профессиональной этики являются кодексы поведения,
предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений между
людьми и способы обоснования данных кодексов. Профессиональная этика изучает:
1.отношения трудовых коллективов и
каждого специалиста в отдельности;
2.нравственные качества, личности
специалиста, которые обеспечивают
наилучшее выполнение
профессионального долга;
3.взаимоотношения внутри
профессиональных коллективов, и те
специфические нравственные нормы,
свойственные для данной профессии;
4.особенности профессионального
воспитания.
Профессионализм и отношение к
труду являются важными
характеристиками морального
облика личности.
4. Задачи и принципы профессиональной этики
В задачи профессиональной этики входит выявление нравственных
норм и оценок, суждений и понятий, характеризующих людей в
роли представителей определенной профессии.
В основе профессиональной этики лежат определенные нормы, требования и принципы:
1.Справедливость при наделении работников необходимых для их служебнойдеятельности ресурсами (денежными, сырьевыми, материальными)
2.Обязательное исправление этического нарушения, независимо от того когда и
кем оно было допущено.
3.Терпимое отношение работников к моральным устоям, традициям, имеющим
место в др. регионах, странах, организациях.
4.Индивидуальное и коллективное начало при разработке и принятии решений в
деловых отношениях.
5.Не следует бояться иметь собственное мнение при решении любых служебных
вопросов, но проявлять себя надо в разумных пределах.
6.Никакого насилия, нажима на подчиненных, особенно в присутствии кого-то.
7.Принцип постоянства воздействия выражается в том0 что этические стандарты
внедряются в организацию не приказом единовременным, а постоянным,
систематическим как со стороны руководства, так и работников.
8.При воздействии нужно учитывать силу противодействия.
9.Постоянно стремиться к бесконфликтности.
5. Функции профессиональной этики
Функции профессиональной этики определяются множествомфакторов, основными из которых являются сущность, содержание и
направленность профессии:
Оценочная – дает возможность оценки поведения, действий,
намерений, целей, задач, средств и т. д. специалиста с точки зрения
соответствия моральным нормам.
Регулятивная – вытекает из потребности регулировать поведение
специалиста в соответствии с сущностью профессии.
Организационная – служит улучшению организации деятельности
сотрудников и партнеров.
Управляющая – является средством управления действиями
сотрудников и партнеров в ходе решения профессиональных задач. Мотивационная – формирует социально и профессионально одобряемые мотивы
деятельности.
Координирующая – обеспечивает сотрудничество всех участников процесса
Регламентирующая – направляет и обусловливает выбор целей, методов и средств в
профессиональной деятельности.
Воспроизводственная – позволяет воспроизводить подобные действия в подобных
ситуациях.
Воспитательная – воспитывает не только специалистов, профессионалов, но и клиентов,
и социальное окружение клиентов.
Коммуникативная – помогает организовать общение сотрудников друг с другом и с
клиентами.
Оптимизирующая – способствует повышению эффективности профессиональной
деятельности, повышению статуса профессии в обществе. Стабилизирующая – способствует стабилизации профессиональных отношений на всех
уровнях их проявлений.
Рационализирующая – облегчает специалисту выбор целей, методов и средств, принятие
решений.
Превентивная – предостерегает профессионала от действий, приносящих вред клиенту,
организации, обществу.
Прогностическая – позволяет прогнозировать действия и поведение отдельных
сотрудников и их коллективов.
Разрешения противоречий – способствует разрешению, устранению и сглаживанию
противоречий, возникающих в процессе профессиональной деятельности.
Информационная – приобщает специалистов к системе ценностей их профессии и
профессиональной морали.
Социальная – способствует созданию условий, благоприятных для функционирования
специалистов данной сферы в обществе.
Социализирующая – служит делу приобщения носителей данной профессии к
господствующей в обществе системе ценностей и морали. В настоящее время возрастает
значение профессиональной этики в
регулировании различных видов
трудовой деятельности. Это связано
со стремлением постоянно
совершенствовать
профессиональные нормы
применительно к изменяющимся
общественным отношениям.
Профессиональная этика общества
не может представлять абсолютную
истину в поведении людей. Каждое
поколение должно решать их вновь
и вновь самостоятельно.Интеллигентность это прежде всего терпимое отношение к миру и
к людям.
Интеллигентность должна быть не только в знаниях, но и в
способности к пониманию другого.
Деловая Деловаяэ этикаика
Или этика бизнеса - это совокупность моральных требований, основанных на честности, открытости, верности данному слову, способности эффективно функционировать на рынке в соответствии с действующим законодательством, установленными правилами и традициями.
Этика
(от греч. ethos - обычай, нрав) - учение о морали, нравственности.
Термин «этика» впервые употребил Аристотель для обозначения практической философии, которая должна дать ответ на вопрос, что мы должны делать, чтобы совершать правильные, нравственные поступки.
Аристотель . 384-322 до н. е.
В первоначальном значении «этика», «мораль», «нравственность» - это один термин. Однако со временем за этими словами начинает закрепляться разный смысл.
Этика – область научных знаний, предметом изучения которой является мораль, нравственность как форма общественного сознания.
Мораль – существующая внутри общества система ценностей, выполняющая функцию регулирования поведения человека.
Нравственность - сфера духовной жизни человека и общества, включающая в себя различные обычаи, нормы человеческого общежития.
Этика бизнеса -
1. Область знаний, научная дисциплина, изучающая мораль, нравственность, их возникновение, факторы и изменения в сфере бизнеса.
2. Совокупность нравственных правил в той или иной сфере поведения бизнесмена или предприятия.
Этика бизнеса - это научная дисциплина, изучающая применение этических принципов в деловых ситуациях.
Наиболее разрабатываемыми вопросами в этике бизнеса являются:
Взаимоотношение между корпоративной и универсальной этикой,
Проблема социальной ответственности бизнеса,
Вопросы приложения общих этических принципов к конкретным ситуациям принятия решений,
Способы повышения этического уровня организации,
Влияние религиозных и культурных ценностей на экономическое поведение
И некоторые другие.
Этика бизнеса как область знаний
Сформировалась в 70-е гг. XX века в США. Интерес был вызван огромным количеством социальных конфликтов и политических скандалов. В результате общественность заговорила об ответственности корпораций перед обществом. Все это потребовало разработки норм и правил ведения бизнеса, регламентации взаимоотношений с деловыми партнерами.
Считается, что первые попытки внедрить этические принципы начались в начале 80- х годов. К этому времени этика бизнеса стала важнейшим предметом изучения для специалистов. Хотя скептицизм по поводу самой возможности существования этики в бизнесе был распространен довольно долго.
Сегодня бизнес-среде есть понимание того, что соблюдение деловой этики укрепляет репутацию субъекта бизнеса и расширяет возможности его деятельности.
Общепризнанно, что нравственное поведение выгодно в деловых отношениях. Потребители предпочитают приобретать товары у продавца, который заслужил их доверие. Служащие работают лучше и подходят к делу более творчески, если к ним относятся
В основе нравственного поведения лежат несколько общечеловеческих добродетелей. О них говорится в священных писаниях всех великих религий. Среди этих добродетелей такие, как справедливость, взаимное уважение, честность, цельность, верность своему слову, беспристрастность, желание служить людям и умеренность.
Что такое этика? Этика - философская наука, объектом изучения которой является мораль и нравственность. Первоначально смыслом слова ” этос ” было совместное жилище и правила, порождённые совместным общежитием, преодоление индивидуализма и агрессивности. Сейчас к этому смыслу добавляется изучение совести, сострадания, дружбы, смысла жизни и т.п.
По Аристотелю, цель этики не знания вообще, а оценка поступков и их содержание. Аристотель впервые выдвинул этику как самостоятельную, независимую от философии науку. Этика выясняет место морали в системе общественных отношений, анализирует её природу и внутреннюю структуру, изучает происхождение и историческое развитие нравственности, теоретически обосновывает ту или иную её систему.
Этические нормы – правила поведения, регулирующие внешнюю сторону поведения людей в обществе. Например, правила пользования столовыми приборами, правила учтивого обращения с женщиной, правила приветствия.
Этические нормы показывают, какой должна быть «этикетка» вежливого, воспитанного человека. С другой стороны, они не проникают в его суть, поэтому внешне воспитанный человек может оказаться глубоко непорядочным.
Всем известно « Золотое правило нравственности »: «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе». Известна и отрицательная формулировка этого правила: «не делайте другим того, чего не хотите себе». Золотое правило нравственности издревле известно в религиозных и философских учениях Востока и Запада.
Основной проблемой этики является проблема критериев Добра и Зла. Добро и Зло противоположны по своему содержанию: в категории добра воплощаются представления людей о наиболее положительном в сфере морали, о том, что соответствует нравственному идеалу; а в понятии зла - представления о том, что противостоит нравственному идеалу, препятствует достижению счастья и гуманности в отношениях между людьми.
У Добра и Зла нет четких критериев. К тому же, каждый человек воспринимает эти понятия по-разному. Для кого-то одно будет добром, для другого – злом. Приведем в пример одного известного литературного персонажа, героя романа «Преступления и Наказания», а именно Родиона Раскольникова.
Герой романа Достоевского Раскольников добр и человеколюбив: он горячо любит сестру и мать; жалеет Мармеладовых и помогает им, отдает последние деньги на похороны Мармеладова; не остается равнодушным к судьбе пьяной девочки на бульваре. Сон Раскольникова о забитой насмерть лошади подчеркивает гуманизм героя, его протест против зла и насилия. В то же время он проявляет крайний эгоизм, индивидуализм, жестокость и беспощадность. Раскольников создает античеловеческую теорию “двух разрядов людей”, которая заранее определяет, кому жить, а кому умереть. Так добрый он или злой? Вряд ли кто-то скажет то или другое с уверенностью.
Подготовила Чулкова Надежда