Социальные проблемы в сфере социального обслуживания. Проблемы внедрения добровольческой деятельности в бюджетных учреждениях социального обслуживания населения. Особенности социального обслуживания

Проблемы внедрения добровольческой деятельности в бюджетных учреждениях социального обслуживания населения. Ковалёва А.В., Павлова О.А. Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения «Комплексный центр социального обслуживания населения Фрунзенского района Санкт-Петербурга», Санкт-Петербург, Россия

Аннотация

В статье рассматриваются нормативная база внедрения добровольчества и проблемы привлечения добровольцев в бюджетных учреждениях социального обслуживания населения.

Ключевые слова: учреждения социального обслуживания, благотворительность, добровольчество, нормативная база, дорожная карта.

Одним из наиболее актуальных вопросов организации социального обслуживания на современном этапе является организация работы с благотворителями и добровольцами по предоставлению социальных услуг нуждающимся категориям населения. Свое развитие тема благотворительности и добровольчества получила с момента утверждения Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года №1662-р. В п.8 Концепции «Развитие социальных институтов и социальная политика» обозначена необходимость модернизации и развития сектора социальных услуг для реализации стратегических целей концепции.

Долгосрочная политика социальной поддержки населения включает, как одно из приоритетных направлений развития, сектора негосударственных некоммерческих организаций в сфере оказания социальных услуг, что в свою очередь предполагает содействие развитию практики благотворительной деятельности граждан и организаций, а также распространению добровольческой деятельности.

Нормативной базой для развития благотворительности и добровольчества послужило Распоряжение Правительства Российской Федерации от 08.06.2016 года №1144-р «О плане мероприятий («дорожная карта») «Поддержка доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере»». В данном Распоряжении обозначены необходимые шаги для развития добровольчества:

  • описание лучших практик привлечения добровольцев и добровольческих организаций государственными и муниципальными учреждениями и подготовка методических рекомендаций для их тиражирования (п.22 Плана).
  • разработка и утверждение концепции развития добровольчества в социальной сфере до 2020 года и плана действий по ее реализации (сроки: июнь 2017 г.) (п.24 Плана).

П. 22 реализован письмом Минэкономразвития России от 29.11.2016 N 36550-ОФ/Д01и «О методических материалах по привлечению и организации добровольцев и добровольческих организаций государственными и муниципальными учреждениями».

П. 24 реализуется Проектом Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Концепции развития добровольчества (волонтёрства) в Российской Федерации до 2025 года (подготовлен Минэкономразвития России 26.06.2017).

В Распоряжении Правительства Санкт-Петербурга от 10 апреля 2013 г. N 25-рп «О плане мероприятий («дорожной карте») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения в Санкт-Петербурге на 2013-2018 годы»», как и в «дорожных картах» других регионов, также утверждается необходимость развития возможности привлечения добровольцев с целью обеспечения доступности, существенного повышения эффективности и качества предоставления населению Санкт-Петербурга услуг в сфере социального обслуживания населения.

Несмотря на указанную в законодательных актах необходимость развития организации работы с добровольцами, учреждения социального обслуживания в своей практической деятельности столкнулись с отсутствием нормативно-правовой базы, позволяющей как привлекать добровольцев к предоставлению социальных услуг, так и организовывать на законных основаниях труд добровольцев на местах.

Так, например, нет типовых форм положений о добровольческой деятельности, форм договоров с добровольцами, договоров об ответственности и т.д. Обязанность по разработке данных, правовых документов, как правило, возлагается на само учреждение, привлекающее к своей работе по предоставлению гражданам социальных услуг добровольцев. Таким образом организация попадает в определенную зону правового риск а, что является аргументом в пользу отказа от работы с добровольцами.

Следующим проблемным вопросом, с которым сталкиваются учреждения, является вопрос о поиске и проверке добровольца: его компетентности, квалификации, практических навыках, имеющихся документах, медицинских противопоказаниях и пройденных обучениях. Сами учреждения социального обслуживания населения не могут получить всю необходимую информацию об обратившемся потенциальном добровольце. Таким образом, организации вынуждены брать риск за действия данного добровольца на себя. Поэтому добровольцы привлекаются не так часто и, как правило, на разовые мероприятия с участием представителей организации: воспитателей, культорганизаторов, специалистов по социальной работе.

Но если все же в учреждениях социальной помощи семье и детям, несмотря на существующие проблемы взаимодействия, привлекаются добровольцы, то в учреждениях социального обслуживания граждан пожилого возраста это является очень проблематичным, так как посещение получателей социальных услуг или различная добровольческая помощь получателям социальных услуг в форме на дому, может осуществляться только в присутствии социального работника, который несет ответственность за обслуживаемого им пожилого человека, и качество оказываемых ему социальных услуг, что обременяет социального работника дополнительной нагрузкой. Посторонний человек, каковым является доброволец, не может быть привлечен к работе самостоятельно. Не существует методических рекомендаций либо типового перечня услуг, которые могут выполнять добровольцы в организациях социального обслуживания, а соответственно, и нести ответственность за качество оказания этих услуг при этом не выполняя функции работников организации, предусмотренные законом о социальном облуживании и ведомственным перечнем социальных услуг.

В результате можно сделать вывод о том, что сегодня организации социального обслуживания, находящиеся в жестких законодательных рамках, контролируемые органами власти различного уровня, не готовы к массовому привлечению добровольцев к предоставлению социальных услуг населению.

Ссылки на источники
  1. Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11.08.1995 № 135–ФЗ (ред. от 05.05.2014)
  2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р)
  3. Проект Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Концепции развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года» (подготовлен Минэкономразвития России 26.06.2017)
  4. Распоряжение Правительства РФ от 8 июня 2016 г. № 1144-р «О плане мероприятий («дорожной карте») «Поддержка доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере»»
  5. Распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 10.04.2013 N 25-рп «О Плане мероприятий («дорожной карте») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения в Санкт-Петербурге на 2013-2018 годы»

БУ "КЦСОН Колосовского района" осуществляет деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, социально-педагогических, социально-

психологических, социально-правовых услуг, социально-трудовых услуг, услуг, в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов, срочных социальных услуг, в соответствии

с Федеральными законами, Указами Президента РФ, правительственными документами, областными законами.

Основанием для рассмотрения вопроса о предоставлении социального обслуживания является поданное в письменной или электронной форме заявление гражданина или его законного представителя

Гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существуют следующие обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности:

  • 1) полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;
  • 2) наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;
  • 3) наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации;
  • 4) отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;
  • 5) наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье;
  • 6) отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста двадцати трех лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • 7) отсутствие работы и средств к существованию;
  • 8) наличие иных обстоятельств, ухудшающих или способных ухудшить условия жизнедеятельности граждан.

УМТСР по Колосовскому району принимает решение о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании либо об отказе в социальном обслуживании. На получателя социальных услуг составляется

индивидуальная программа предоставления социальных услуг, в которой указаны форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению. Индивидуальная программа составляется, исходя из потребности гражданина в социальных услугах, пересматривается в зависимости от изменения этой потребности, но не реже чем раз в три года. Пересмотр индивидуальной программы осуществляется с учетом результатов реализованной индивидуальной программы.

Учреждением также ведется работа по предоставлению материальной помощи гражданам и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Согласно постановлению Правительства Омской области от 27 августа 2008 года № 153-п с гражданами заключаются социальные контракты на разведение ЛПХ.

В целях реализации постановления Правительства Омской области от 5 июня 2013 года №123-п "О совершенствовании социального обслуживания в Омской области и установлении ежемесячной выплаты лицам, осуществляющим уход за гражданами пожилого возраста, инвалидами 1,2 группы и совершеннолетними недееспособными гражданами" учреждением организована работа по организации приемных семей.

В БУ "КЦСОН Колосовского района" действует мобильная служба, осуществляющая выезды совместно со специалистами учреждений района в отдаленные населенные пункты.

Специалистами учреждения оказывается консультативная помощь по вопросам социально-бытового и социально-медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально-правовой защиты. Оказывается помощь в профессиональной, социально-психологической реабилитации инвалидам, лицам с ограниченными возможностями, несовершеннолетним правонарушителям, другим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и нуждающимся в реабилитационных услугах.

БУ "КЦСОН Колосовского района" в своей деятельности сталкивается с различными проблемами, неразрывно связанными с социально-экономическим развитием района, уровнем жизни граждан, нуждающихся в социальном обслуживании, территориальным расположением района.

Остается серьезной и актуальной проблема организации предоставления социальных и услуг на дому гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в отдаленных и малонаселенных пунктах (отдаленность деревень от администраций сельских поселений, отсутствие социально-бытовой инфраструктуры, рейсовых автобусных маршрутов, плохие дороги). Услуги, предоставляемые гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в сельской местности, требуют больших физических затрат (вскапывание огородов, распилка дров, прополка и окучивание картофеля), но нагрузка на социальных работников увеличена (8 обслуживаемых в частном секторе и 10 в благоустроенном секторе).

Очень важно, чтобы мобильная служба делала выезды в отдаленные населенные пункты совместно с врачами-специалистами узкого профиля, фармацевтами, мастерами по ремонту обуви и т.д., потому что именно в отдаленных деревнях проживает большинство лиц престарелого возраста, которые порой не в состоянии на автобусе выехать в районный центр.

В отделениях социального обслуживания на дому много граждан, почти полностью утратившим способность к самообслуживанию. Нередко социальным работникам приходится стирать вещи, что не входит в их обязанности и занимает очень много времени. Доплачивать за этот вид услуги, подопечные отказываются, считая это обязанностью социальных работников. Социальные работники, жалея своих обслуживаемых, добровольно соглашаются на эту работу, а многие попросту забирают вещи себе домой, а потом чистые и наглаженные возвращают назад. С открытием социальной прачечной при КЦСОН эта проблема была бы решена.

Таким образом, необходимо рассмотреть проблемы, возникающие при оказании социального обслуживания гражданам района, и найти наиболее оптимальные способы их решения:

  • 1. Организовать предоставление гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в сельской местности, услуг, требующих больших физических затрат (вскапывание огородов, распилка дров, прополка и окучивание картофеля), но перераспределить нагрузку социальных работников, объединив их в бригады. (нагрузка: 8 обслуживаемых в частном секторе и 10- в благоустроенном секторе);
  • 2. Организовать выезды мобильной службы совместно с врачами и фармацевтами в отдаленные населенные пункты, для оказания услуг маломобильным гражданам;
  • 3. Для решения проблемы со стиркой белья граждан, состоящих на обслуживании в Комплексном центре и почти полностью утративших способность к самообслуживанию, необходимо открыть социальную прачечную при учреждении.

В связи с вступлением в силу с 1 января 2015 года Федерального закона №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 открывается перспектива социального предпринимательства. В настоящее время государство устанавливает лишь социальные стандарты обслуживания, а возможность осуществления социального обслуживания стала доступна индивидуальным предпринимателям и иным юридическим лицам, в том числе негосударственным коммерческим и некоммерческим организациям, что должно разрешить накопившиеся трудности в действующей с 1995 года системе социального обслуживания. Так, по данным Минтруда России, на конец 2012 года на очереди для помещения в учреждения социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов-взрослых состояли 16,5 тыс. человек, в учреждения для детей-инвалидов - 6 тыс. детей. Из общего числа зданий учреждений для граждан пожилого возраста и инвалидов 0,4% находилось в аварийном состоянии, 1,7% - в ветхом, 3,6% требовали реконструкции.32 Кроме трудностей с нехваткой мест, ученые также выделяют проблему недостатка квалифицированных специалистов и низкое качество обслуживания в государственных учреждениях.33 Так, по мнению Н.Н. Дорошенко, специалист центра социального обслуживания для более качественного предоставления социальных услуг должен обладать правовой базой знаний, располагать знаниями о структуре государственных органов, социальных источников и систем обеспечения, понимать, как функционируют эти системы, специфику их деятельности, какое влияние они оказывают на клиентов и какие законы их регламентируют.34

В соответствии с новым Федеральным законом, социальное обслуживание определяется как «...деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам, т.е. действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности»35. Указанное понятие более точно прописывает виды помощи и основную цель социального обслуживания по сравнению с понятием, приведенным в ранее действовавшем Федеральном законе №195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10.12.1995.

32 Официальная статистика стационарных учреждений социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых и детей). [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/disabilities/ (дата обращения: 29.04.15).

33 Гусейнов Э.К. Проблемы привлечения частного некоммерческого сектора в систему социального обслуживания населения / Э.К. Гусейнов,

A.M. Малинин // Вестник Российской академии естественных наук. - 2013. - №17(4). - С.128-130.

34 Дорошенко Н.Н. Социальное обслуживание в реализации социальной политики государства / Н.Н. Дорошенко // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 6. - С.1-8.


Нововведения этим не ограничиваются. Так, гражданин, претендующий на предоставление социальных услуг, должен быть сначала признан нуждающимся в них на основе наличия обстоятельств, закрепленных в ст.15 п.1 Федерального закона №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности. Еще в 2012 году, при рассмотрении законопроекта Минздрав настоял на расширении рисковых обстоятельств36, включив семейную составляющую проблем: наличие в семье ребенка-инвалида или детей-инвалидов, а также детей, испытывающих трудности в социальной адаптации; наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами; наличие насилия в семье. Кроме того, решение о признании гражданина нуждаю- щимся в социальном обслуживании или об отказе в социальных услугах принимается в течение пяти рабочих дней37 с даты подачи заявления в письменной или электронной форме. Тем не менее, при отказе в социальном об- служивании решение может быть обжаловано в суде.

Лица, которым предоставляются социальные услуги, являются теперь не «клиентами социальной службы»38, а получателями социальных услуг, соответственно, те, кто осуществляет социальное обслуживание, называются поставщиками социальных услуг. Дальнейшее взаимодействие между поставщиками услуг и их получателями начинается с составления индивидуальной программы39 - документа, в котором указаны форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению. Вторым шагом является заключение договора о социальном обслуживании. В новом Федеральном законе закреплены основные права и обязанности, которые будут нести каждая из сторон после заключения договора. Например, для получателя услуг доступно право выбора поставщика или поставщиков социальных услуг, право на отказ от предоставления социальных услуг, право для посещения получателя услуг нотариусами, адвокатами, священнослужителями как в дневное, так и в вечернее время.

Федеральным законом №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 подтверждается наличие и соблюдение основных конституционных прав граждан. Так, согласно ст. 4 данного Закона, социальное обслуживание основывается на соблюдении прав человека и уважении достоинства личности, носит гуманный характер и не допускает унижения чести и достоинства человека. Помимо этого, в ст. 12 закрепляются положения о том, что поставщик услуг не вправе ограничивать права, свободы и законные интересы получателей социальных услуг, допускать оскорбление, грубое обращение, применение физического или психологического насилия по отношению к получателям услуг.

Также в новом Федеральном законе большое внимание уделяется защите конфиденциальности, неразглашении информации о получателях социальных услуг лицами, которым эта информация стала известна в связи с исполнением профессиональных, служебных и (или) иных обязанностей. Разглашение информации о получателях социальных услуг согласно Кодексу Российской федерации об административных правонарушениях влечет за собой наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей с конфискацией средств защиты информации или без таковой; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей с конфискацией средств защиты информации или без таковой; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией средств защиты информации или без таковой.40 Передача информации о получателе социальных услуг другим лицам, в том числе должностным лицам допускается с согласия получателя социальных услуг или его законного представителя, данного в письменной форме.41

35 Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 № 442-ФЗ (в ред. от 21.07.2014). - ст.З / Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: (дата обращения: 29.04.15).

36 Минздрав включил семьи алкоголиков и наркоманов в законопроект о соцобеспечении / Интернет-издание Медновости. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://medportal.ru/mednovosti/news/2012/05/15/social/ (дата обращения: 29.04.15).

37 Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 № 442-ФЗ (в ред. от 21.07.2014). - ст.15, пункт 2 / Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_l66044/?frame=4 (дата обращения: 29.04.15).

38 Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10.12.1995 №195-ФЗ (в ред. от 25.11.2013). - ст.З / Справочно-правовая система «Консультант-Плюс».-[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_l 54754/ (дата обращения: 29.04.15).

39 Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 № 442-ФЗ (в ред. от 21.07.2014). - ст.16, пункт 1 / Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LA W_166044/?frame=4 (дата обращения: 29.04.15).


Несмотря на признание гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, не всем лицам социальные услуги теперь предоставляются бесплатно. Так, согласно ст. 31 Федерального закона №442, социальные услуги доступны бесплатно: несовершеннолетним детям; лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов. На дому и в полустационарной форме социальные услуги оказываются бесплатно, если среднедушевой доход получателя социальных услуг ниже предельной величины или равен предельной величине среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, которая не может быть ниже полуторной величины прожиточного минимума. В иных случаях, социальные услуги предоставляются за плату или частичную плату, плата за предоставление социальных услуг производится в соответствии с договором о предоставлении социальных услуг. Согласно ст. 33 нового Федерального закона необходимо осуществлять государственный, региональный, общественный контроль в сфере социального обслуживания. Одной из форм такого контроля является создание информационных систем о поставщиках социальных услуг - реестр поставщиков социальных услуг и о получателях социальных услуг - регистр получателей социальных услуг, где происходит сбор, хранение и обработка всей предоставляемой на добровольной основе информации. Операторами информационных систем являются уполномоченный орган субъекта Российской Федерации и организации, с которыми указанный орган заключил договоры об эксплуатации информационных систем.

Подводя итоги, можно выделить существенные плюсы нового ФЗ, такие как: конкретизация содержания и перечня социальных услуг, а также основных прав и обязанностей поставщиков и получателей социальных услуг; особый упор делается на профилактику нуждаемости граждан в социальном обслуживании, вводится понятие социального сопровождения; представлен перечень срочных социальных услуг, которые могут оказываться в неотложных ситуациях; ограничивается предельный размер платы за социальные услуги, вводится принцип адресности оплаты за социальные услуги - т.е. зависимость от уровня среднедушевого дохода граждан, при этом закрепляется, что новые условия получения социальных услуг не ухудшают положение тех, кто имел право на их получение до 01 января 2015 года.

Тем не менее, многие исследователи42 также говорят о минусах закона, наиболее существенными, по их мнению, являются: недоработанность системы социального сопровождения, кто и по каким критериям будет определять необходимость предоставления гражданам такой помощи, в законе не установлено; в законе не сказано, что для подачи заявления требуется согласие получателя социальных услуг лицам его представляющим; понятие трудной жизненной ситуации как универсального критерия отнесения людей к нуждающимся в социальном обслуживании исключено; не конкретизировано понятие срочных социальных услуг. Закрепление семейного неблагополучия как обстоятельства, признающего гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, имеет обратную сторону, т.е. делает возможным вмешательство государства в частную жизнь семьи иногда без веских на то причин, так как в некоторых пунктах статьи не раскрывается суть испытываемых в семье проблем, например, это касается пункта о трудностях адаптации ребенка. Здесь ставится под сомнение соблюдение конституционного права защиты семьи и воспитания детей, права на неприкосновенность жилища, частной жизни, личную и семейную тайну.43

В заключение, можно сказать, что несмотря на наличие отрицательных сторон закона, Федеральный закон №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 направлен на становление и дальнейшее развитие рынка социальных услуг с возможностью привлечения коммерческих и не- коммерческих организаций для расширения и оптимизации системы социального обслуживания населения.

40 Кодекс российской федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ (в ред. от 06.04.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2015). - Глава 13, ст. 13.13 пункт 1 / Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164056/ (дата обращения: 29.04.15).

41 Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 № 442-ФЗ (в ред. от 21.07.2014). - ст. 6 / Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_166044/ (дата обращения: 29.04.15).

42 Кручинин В.Н. Правое регулирование социального обслуживания населения на основе анализа Федерального закона № 442-ФЗ «Об

Основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации / В.Н. Кручинин // Правовая реформа: проблемы теории и практики государственных преобразований в России. - 2014. - №3(7). - С.35-46.

43 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (в ред. От 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 38, 23, 25.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (в ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ. -2014. -№31;

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ (в ред. от 06.04.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2015). - Глава 13, ст. 13.13 пункт 1 / Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_l 64056/

3. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10.12.1995 №195-ФЗ (в ред. от 25.11.2013). - ст.3 / Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_l 54754/ (дата обращения: 29.04.2015).

4. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 № 442-ФЗ (в ред. от 21.07.2014). - ст.3 / Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_l 66044/ (дата обращения: 29.04.2015);

5. Гусейнов Э.К. Проблемы привлечения частного некоммерческого сектора в систему социального обслуживания населения / Э.К. Гусейнов, A.M. Малинин // Вестник Российской академии естественных наук. - 2013. -№17(4).-С.128-130;

6. Дорошенко Н.Н. Социальное обслуживание в реализации социальной политики государства / Н.Н. Дорошенко // Современные проблемы науки и образования. -2013. - № 6. - С. 1-8;

7. Кручинин В.Н. Правое регулирование социального обслуживания населения на основе анализа Федерального закона № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации / В.Н. Кручинин // Правовая реформа: проблемы теории и практики государственных преобразований в России. - 2014. - №3(7). - С.35-46;

8. Минздрав включил семьи алкоголиков и наркоманов в законопроект о соцобеспечении / Интернет-издание Медновости. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://medportal.ru/mednovosti/news/2012/05/15/social/ (дата обращения: 29.04.2015);

9. Официальная статистика стационарных учреждений социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых и детей). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ra/wps/wcrn/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/disabilities/ (дата обращения: 29.04.2015);

  • ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
  • СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ
  • ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ В ОБЛАСТИ СТАНДАРТИЗАЦИИ
  • Государственное регулирование рационального использования водных ресурсов
  • К вопросу о правовых основах государственного экологического надзора
  • Правовое регулирование рационального использования водных ресурсов
  • Роль полиции в защите прав и свобод человека и гражданина
  • Нормативно-правовые документы муниципального управления социального обслуживания населения

Социальная защита населения в настоящее время, с учетом сложной социально-экономической обстановки, стала одной из важнейших задач органов государственной власти и местного самоуправления. Основное направление деятельности указанных органов по обеспечению и созданию условий для достойной жизни индивида направлена, прежде всего, на слабо защищенные группы населения, к которым относятся в первую очередь пенсионеры, инвалиды, семьи с детьми.

Действующая система социального обслуживания населения в настоящее время сталкивается с многообразными проблемами. В частности, отдельные виды помощи существуют фрагментарно, различные подсистемы социальной защиты представителей разных социальных групп изолированы, нет четких правил взаимодействия и распределения функций между министерствами и внебюджетными фондами; органам социальной защиты приходится обслуживать все большее число нуждающихся лиц в условиях уменьшения объема ресурсов для их поддержки и т.д.

Реформы, происходящие в конце XX – начале XXI вв. в России, повлекли за собой существенное повышение роли регионов и муниципалитетов в реализации социальной политики государства, в частности, в сфере социального обслуживания населения. В результате проводимых реформ произошло разграничение таких направлений социальной защиты, как социальная поддержка и социальное обслуживание населения, реализуемых как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях.

Социальное обслуживание, став неотъемлемой частью государственной системы социальной защиты населения, по существу превратилось в социальный институт, то есть устойчивый комплекс социальных служб, нормативных актов, правил, технологий, методик, установок, отражающих социальные потребности различных категорий населения и влияющих на различные сферы деятельности в РФ.

Преобразования в социальном обслуживании привели к изменениям в образцах поведения, психологии и мышлении работников социальных служб, к развитию системы высших и профессиональных учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов для учреждений социального обслуживания населения.

Несмотря на то, что понятие «социальное обслуживание» широко используется в практической жизнедеятельности нашего общества, и в последнее время стало объектом исследований, проводимых в рамках социальной работы, социологии, социальной работы, его теоретическое обоснование практически отсутствует.

В России особый акцент был сделан на разработке правового аспекта социального обслуживания. Но без теоретического обоснования сущности и структуры процесса социального обслуживания возникают сложности, в первую очередь, в оценке эффективности социального обслуживания, в выборе адекватной модели, обеспечивающей реализацию основных принципов и направлений социальной политики государства, определении стандартов и норм профессиональной деятельности специалистов по социальной работе и т.д.

В 1990-х гг. возникает потребность стандартизации сферы услуг, что было вызвано разного рода причинами: во-первых, возрастающей ролью услуг в жизни человека, расширением спектра услуг; в частности появляются новые услуги, такие как: страховые, финансовые, налоговые, кредитования, социальные и др. Во-вторых, необходимостью контроля за качеством услуг, с целью выявления факторов, способных нанести вред физическим, психическим, духовным и социальным силам человека, а также окружающей среде. На государственном уровне стандартизация была признана с середины XX в. Основные законы в области стандартизации услуг в РФ были приняты в начале 90-х гг. XX столетия, среди них: федеральные законы «О защите прав потребителей» (1992); «О стандартизации» (1993); «Об обеспечении единства измерений» (1993); «О сертификации продукции и услуг» (1993).

Требования, которые содержались в государственных стандартах до 1 июля 2003 г., были направлены на обеспечение безопасности услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества граждан, технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости услуг, единства методов их контроля, а также иные требования, установленные законодательством Российской Федерации, являлись обязательными для соблюдения государственными органами управления, субъектами хозяйственной деятельности. Соответствие услуг указанным требованиям государственных стандартов определялось в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обязательной сертификации услуг. Иные требования государственных стандартов к услугам были обязательными для соблюдения субъектами хозяйственной деятельности в силу договора, либо в том случае, если об этом указывалось в технической документации исполнителя услуг. При этом соответствие услуг этим требованиям государственных стандартов определялось в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о добровольной сертификации услуг. За соблюдением субъектами хозяйственной деятельности обязательных требований государственных стандартов осуществлялся государственный контроль и надзор со стороны исполнительных органов государственной власти.

В федеральном законе «Об основах социального обслуживания населения в РФ» в статье 6 было определено, что социальное обслуживание должно соответствовать государственным стандартам, которые устанавливают основные требования к объемам и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания.

В соответствии с национальным стандартом «Качество социальных услуг», введенным в действие Постановлением Госстандарта России, установлены основные положения, определяющие качество социальных услуг. Этот стандарт устанавливает основные положения определения качества отдельной услуги, которая оказывается в учреждениях социального обслуживания населения; но, к сожалению, в стандарте не описаны положения, устанавливающие качество и эффективность процесса оказания услуги, а также отсутствуют критерии оценки качества результата, который должен быть достигнут после реализации услуги.

Сложность стандартизации услуг и их качества связана, в первую очередь, с особенностями самих услуг, среди которых можно отметить: трудность количественной оценки многих видов услуг, отсутствие показателей качества социальных услуг и др. Результаты исследования показали, что важным является разработка конкретных механизмов организации социального обслуживания населения на региональном уровне.

Отсутствие в должной мере необходимых условий для эффективного функционирования социального обслуживания лишает уверенности специалистов в перспективе их деятельности, оказывает серьезное влияние на процесс обслуживания и качество предоставляемых социальных услуг.

Перспективы существования и развития различных форм социального обслуживания зависят от разного рода условий, среди которых:

  • законодательные – развитие нормативно-правовой базы на федеральном, региональном уровнях;
  • организационно-структурные – уровень развития в целом системы социального обслуживания и его отдельных структурных элементов;
  • финансовые – уровень направляемых финансовых средств на развитие и функционирование системы социального обслуживания;
  • кадровые – уровень квалификации специалистов, условия переподготовки и повышения квалификации исполнителей;
  • информационные – уровень открытости и доступности информации о предоставляемых социальных услугах.

Таким образом, в настоящее время актуальны исследования проблем обеспечения качества социальных услуг, разработки стандартов как основы подтверждения соответствия и оценки эффективности деятельности учреждений социального обслуживания населения, выявления особенностей организации социального обслуживания населения на различных уровнях, в том числе муниципальном.

Требованием времени становится повышение уровня безопасности жизни, здоровья граждан в процессе социального обслуживания, предоставление качественных социальных услуг.

Обеспечение соответствия услуг и процесса обслуживания этим требованиям входит в число задач стандартизации социального обслуживания населения. В связи с этим, особую актуальность представляет исследование вопросов стандартизации социальных услуг, предоставляемых населению; анализ существующих нормативно-правовых документов, регламентирующих процесс предоставления и потребления социальных услуг разными группами населения; определение механизмов стандартизации социальных услуг на региональном и муниципальном уровнях.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» [Электронный ресурс] \\ "Собрание законодательства РФ", 11.12.1995, № 50, ст. 4872.
  2. Федеральный закон от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» [Электронный ресурс] \\ "Собрание законодательства РФ", 27.10.1997, № 43, ст. 4904.
  3. Кластеризация экономики и государственная кластерная политика: теоретические основы и социально-экономические предпосылки Ханнанов Р.А., Ханнанова Т.Р. Евразийский юридический журнал. 2012. № 12 (55). С. 129-135.
  4. Объективные основы формирования и реализации государственной аграрной политики Ханнанова т.р. исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. вопросы теории и практики. 2013. № 6-2 (32). с. 184-190.
  5. Актуальные проблемы объективации аграрной политики государства Ханнанова Т.Р.Юридические исследования. 2013. № 8. С. 164-193.
  6. Развитие учения о юридических фактах в гражданском праве Ханнанов Р.А. Уфа, 2006.
  7. Юридические поступки в системе социально-экономического развития россии Ханнанов Р.А.Академия наук Российской Федерации; Уфимский научный центр; Башкирский государственный аграрный университет. Уфа, 2007.
  8. Правовая природа бездействия и каузальность Ханнанов Р.А. Государство и право. 1978. № 4. С. 128.
  9. Проблемы повышения эффективности деятельности судебной власти Ханнанов Р.А., Шапошникова Р.Р. Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2013. Т. 3. № 4 (04). С. 86-88.
  10. Информационная политика органов государственной и муниципальной власти (на примере республики башкортостан) Гарифуллина А.Ф. диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук / Башкирский государственный университет. Уфа, 2011
  11. Информационная политика органов государственной и муниципальной власти Гарифуллина А.Ф. автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук / Башкирский государственный университет. Уфа, 2011

Современные исследователи выделяют основные проблемы жителей мегаполиса: бедность, нищета, низкий уровень материального обеспечения части населения.

2. Проблемы пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, как основного вида социального обеспечения. Основная проблема здесь – отсутствие стабильности в пенсионном обеспечении, обусловленное постоянным изменением пенсионного законодательства. В 2015 году оно было изменено в очередной раз. Однако данные изменения, несмотря на то, что ни экономически и демографически обоснованы, одновременно осложнили возможность пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан. В частности, увеличение страхового стажа, как необходимое условие для назначения пенсии ставит в затруднительное положение, например, жителей сельской местности, в которой не создаются рабочие места и население живет «подсобным хозяйством» или временными заработками.

3. Проблемы кадрового обеспечения оценки качества социального обслуживания пожилых людей и инвалидов (недостаточная информированность, низкий уровень компетентности персонала учреждений по проведению оценки качества социальных услуг);

4. Проблемы организации оценки качества социального обслуживания (не происходит обмен опытом работы общественными советами других учреждений социального обслуживания; сложность объяснения клиентам в силу их возраста и здоровья, почему сейчас меняется система оплаты социальных услуг; затраты финансового и человеческого характера при проведении мониторингов оценки качества социальных услуг и социологических опросов по проблеме оценки качества);

Следует обозначить проблему недостаточно эффективного мониторинга пожилых людей, нуждающихся в социальной помощи. Далеко не все пожилые люди обращаются в органы социальной защиты для получения социальных услуг. Более того, данная проблема имеет связь и с профилактикой трудных жизненных ситуаций, в которые попадают пожилые люди. Для того чтобы и профилактические, и корректирующие меры социальной защиты были эффективными, необходимо проводить комплексные исследования актуальных проблем пожилого населения страны (в отношении каждого субъекта России мониторинг должен осуществляться соответствующими территориальными органами).

Что касается организационного аспекта подобных мониторингов, то в данном случае необходимо отталкиваться от концепции «социальных рисков», которым подвержены пожилые люди. Иными словами, для того чтобы не допускать снижения уровня качества жизни пожилых людей и оказывать им эффективную социальную поддержку, следует непрерывно исследовать социальные риски пожилых людей, частоту и закономерность их проявления, разрабатывать соответствующие социальные механизмы их устранения (подходящие социальные услуги).

Наблюдается проблема недостаточной связи социального обслуживания с проблемой обеспечения высокого уровня качества жизни пожилых людей. К сожалению, большинство мер, принимаемых в рамках социальной защиты пожилых людей, направлено на устранение факта и последствий трудной жизненной ситуации, не позволяющих пожилому человеку вести нормальную жизнедеятельность. Мы считаем, что помимо коррекционной активности социального обслуживания необходимо стимулировать и профилактическую, а также обеспечивающую, в рамках которых будут приниматься эффективные меры, направленные на повышение качества жизни пожилых людей в России.

В-третьих, неоднозначным остается последнее изменение в законодательном обеспечении института социального обслуживания пожилых людей. Реформа 2015 г. (внедрение Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации») предполагает, что государство будет являться заказчиком социальных услуг, в то время как исполнителями смогут стать коммерческие организации.

С одной стороны, это будет способствовать повышению качества социального обслуживания на дому, поскольку коммерческие организации имеют большие финансовые возможности ввиду сравнительно свободного бюджета. Но, с другой стороны, активное участие бизнес-единиц в институте социального обслуживания может стать причиной его коммерциализации. Это станет крайне неблагоприятным следствием: пожилые люди, как правило, не располагают нужным количеством денежных средств для обеспечения надлежащего уровня качества жизни сегодня и при увеличении потребностей в средствах они станут вовсе не способными обеспечивать свои потребности.

Несмотря на достоинства нового Федерального закона об основах социального обслуживания граждан, обозначенные в письме Минтруда РФ от 05.02.2014 № 12–5/10/В-547 «О направлении информации по Федеральному закону от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», принятый законодательный акт имеет серьезный недостаток в виде недоработки понятия «социальное сопровождение».

С одной стороны, положения о социальном сопровождении вроде бы укладываются в русло решения, принятого на заседании Госсовета РФ, посвящённом политике в области семьи, материнства и детства, Президентом РФ (изменение вектора развития семейной политики с работы по заботе о тех, кто оказался в трудной жизненной ситуации и нуждается в социальной защите, в сторону создания условий для повышения уровня и качества жизни обычной, рядовой российской семьи, её общественного престижа, работы по борьбе с причинами проблем), так как направлены на профилактику обстоятельств, обуславливающих нуждаемость граждан в социальном обслуживании. С другой стороны, введённые изменения о социальном сопровождении прямо противоречат смене вектора семейной политики, так как могут повлечь адресное вмешательство в дела российских семей, включая благополучные семьи.

На основе проведенного исследования, возможно сформулировать ряд выводов и предложений развития социальной поддержки населения, решение которых может повлиять на результат модернизации системы социальной поддержки. На наш взгляд, такая система должна иметь следующие целевые ориентиры:

1. Создание различных видов социального страхования и разветвленной социальной инфраструктуры, позволяющей обеспечить гражданам государства широкий круг социальных услуг.

2. Построение страховых систем по профессиональному признаку и с учетом региональных особенностей, максимально учитывающих природу соци­альных рисков и обеспечивающих точный расчет финансовых средств, необходимых и достаточных для выполнения страховых обязательств по конкретным видам социальных рисков и не допускающих скрытого перераспределения.

3. Повышение личной ответственности за создание условий своей жизни, заключающееся в обязательном внесении работником страховых взносов по некоторым видам социального страхования.

4. Осуществление социального страхования преимущественно теми стра­ховыми организациями, которые не находятся в непосредственной зависимости от государства.

5. Развитие механизмов самоуправления страховыми учреждениями

Заключение

Таким образом, социальное обслуживание граждан является неотъемлемой частью социального обеспечения и играет значительную роль в минимизации неблагоприятных последствий наступления социальных рисков для граждан. Это не только возможность срочного получения помощи в виде питания, одежды, иных предметов первой необходимости, но и обеспечение временного проживания, оказание психологической, правовой помощи и возможность получения иных социальных услуг.

В Федеральном законе РФ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» социальная работа как теория среднего уровня призвана обеспечить эффективность социального обслуживания населения. В то же время эффективность социального обслуживания во многом определяется уровнем профессиональных специалистов, их умением работать с человеком - конкретной личностью или с группой людей.

Социальная поддержка в настоящее время играет важную роль, так как человек (семья), обратившаяся за её получением нуждается в срочной помощи и полноценной интеграции в общество, которую затрудняют трудности материального и иного характера. Задачей специалистов, оказывающих данную помощь, является не просто предоставление материальной помощи, консультации, оказание бытовых услуг, а активизация внутреннего потенциала клиента и его направления на разрешение жизненных трудностей. Принятие закона значительно расширяет спектр возможностей, при помощи которых возможно этого достичь. К примеру, неполная семья, состоящая из мамы и ребёнка и нуждающаяся в материальной поддержке, согласно новому закону, может рассчитывать не только на оказание бытовой помощи, но и на предоставление няни, которая присмотрит за ребёнком во время отсутствия мамы. Ещё более важным является то, что социальные службы (если ребёнок дошкольного возраста) при межведомственном взаимодействии, помогут устроить ребёнка в садик, а маме - подыскать место работы.

Подобные меры позволят сделать социальное обслуживание более эффективным, так как деятельность социальных работников будет направлена не на разовое предоставление услуг, а на оказание такой помощи, которая в дальнейшем поможет получателю самостоятельно справляться с жизненными трудностями.

Дальнейшая проработка вопросов совершенствования предоставления медицинской помощи гражданам, находящимся в стационарных организациях социального обслуживания, будет осуществляться в рамках реализации Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2016 г. № 164-р, которой предусмотрено создание гериатрической службы как единой системы долговременной медицинской помощи за счет преемственности ведения пациента различными уровнями системы здравоохранения, а также службами здравоохранения и социальной защиты.

К проблемным аспектам развития социального обслуживания, в настоящее время необходимо отнести:

1. Проблемы организации обязательного социального страхования как источника средств для социального обеспечения. Связаны они с тем, что число видов обязательного социального страхования в России очень велико, что ложится очень тяжким бременем на бюджет. С другой стороны, отказаться от них нельзя, так как это нарушает взятые на себя государством обязательства. Изменение системы обязательного социального страхования к лучшему возможно через ее качественное реформирование, которое видится через постепенное разгосударствление системы обязательного страхования и введения в нее начал страхования взаимного.

2. Проблемы пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, как основного вида социального обеспечения. Основная проблема здесь – отсутствие стабильности в пенсионном обеспечении, обусловленное постоянным изменением пенсионного законодательства. В 2015 г. оно было изменено в очередной раз. Однако данные изменения, несмотря на то, что ни экономически и демографически обоснованы, одновременно осложнили возможность пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан. В частности, увеличение страхового стажа, как необходимое условие для назначения пенсии ставит в затруднительное положение, например, жителей сельской местности, в которой не создаются рабочие места и население живет «подсобным хозяйством» или временными заработками.

Исходя из требований № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» стратегической целью центра является формирование условий для полноценной достойной жизни граждан пожилого возраста и инвалидов. Его достижение предусматривается через:

1. Повышение эффективности и качества предоставления социальных услуг их получателям, в первую очередь, сохраняя их максимально длительное пребывание в привычных благоприятных социальных условиях;

2. Реализацию комплекса мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья, пропаганду здорового образа жизни среди пожилых и инвалидов;

3. Создание условий для продления их активного долголетия.

Поделиться: